Александр Хмыль, HostFly.by: «Бизнес готов платить за хорошее имя в интернете»

8 декабря, 2021

Несмотря на популярность интернет-услуг, в Беларуси сегодня практически нет сервисов покупки доменных имён на вторичном рынке. В стране работает только одна площадка — благотворительный аукцион, где продаются доменные имена, которые истекли, но ещё не попали в список для свободной регистрации. 

Для тех, кто не хочет ждать, когда домен начнут продавать «с молотка», существует вторичный рынок доменов. О том, как работает в стране вторичный рынок доменных имён, и почему его нужно модернизировать, нам рассказал руководитель проекта HostFly.by Александр Хмыль.


domen_v_belarusi_rynok.jpg

О том, как работает вторичный рынок доменов в Беларуси и чем он отличается от аукционов


Как функционировал вторичный рынок доменов до появления в Беларуси благотворительного аукциона?

Рынок функционировал точно так же, как и после появления благотворительного аукциона. Нужно понимать, что работа вторичного рынка и благотворительные аукционы, по сути, существуют параллельно. 

В первом случае мы говорим о полноценном вторичном рынке доменов, когда человек покупает домен и продаёт его другому человеку или организации. Это вторичный рынок в его классическом понимании. Благотворительные аукционы продают домены, срок регистрации которых уже истёк. Иными словами, вместо того, чтобы освободить доменное имя после его истечения, реестр доменной зоны выставляет его на аукцион.

Существуют ли в Беларуси какие-либо площадки по продаже доменов на вторичном рынке?

У нас в стране нет общепринятого сервиса или платформы для продажи доменов. Продавцы доменов сообщают о своих лотах через специальные информационные "заглушки". Например, вы ищите определенный домен, вводите его имя в интернете и видите информацию с "заглушки", где есть телефон, условия его продажи или форма обратной связи. 

Ещё один канал связи с владельцем — это возможность отравить владельцу домена сообщение на официальном сайте доменной зоны .BY и .БЕЛ (cctld.by). Увы, пока работает только такой механизм взаимодействия между продавцом и покупателем на вторичном рынке доменов. Если доменом владеет физическое лицо, то выбор средств коммуникаций с ним очень ограничен, более того, он может скрыть свои данные. 

parkovka-domena.png

Получается, что продажа доменов за пределами благотворительного аукциона происходит по "серой" схеме, доходы от продажи не декларируются?

В последнее время наблюдается тенденция перехода этих сделок в легальное русло. Упрощённая система налогообложения в какой-то мере стимулирует этот процесс, налог в 5% - это небольшая плата за легальность сделок. Если упрощённая система будет отменена, то ситуация на вторичном рынке доменов в части декларирования сделок может измениться. Всё зависит от того, учтут ли законодатели такие сделки при форматировании налогового поля. Но тут нужно помнить, что белорусский рынок перепродажи доменов не такой большой, как, например, в России. 

Вопрос законности лежит в плоскости уплаты налога с продажи. Если налог уплачивается, то продажу можно считать легальной, регистраторы обязаны по заявлению оформить перевод от одного владельца к другому. Сделки по перепродаже считаются "серыми", только если они не учитывают требования налогового законодательства. Но я уже говорил, что чаще всего налоги с таких сделок платятся, крупные домейнеры не хотят рисковать бизнесом из-за 5% отчислений. 

Есть примеры, когда у физических лиц домены выкупают компании и организации, и они оплачивают за продавца подоходный налог. Это можно предусмотреть в рамках договора. Вопросы могут возникнуть только к людям, которые продают второй, третий домен. Такие сделки могут быть признаны коммерческой деятельностью.

Есть ли страны, в которых вторичный рынок урегулирован и "облагорожен"?

Да, конечно. В России и многих англоговорящих странах существуют крупные онлайновые площадки, такие как sedo.com. В России каждый крупный регистратор имеет собственный онлайн-магазин доменных имён, где он выставляет домены, свободные для регистрации. Причём торговать доменами в этом магазине могут и клиенты регистратора.

sedo_com.png

Почему в Беларуси благотворительные аукционы считались долгое время единственным способом перепродажи доменных имен?

Это связано с тем, что белорусский рынок доменов относительно небольшой. И нельзя пока сказать, что наш рынок динамично растёт и развивается, подстёгивая игроков на инвестиции в новые сервисы и механизмы. Ну и тут нужно чётко понимать, что сервисы по перепродаже вряд ли будут интересны широкому кругу пользователей. 

Как правило, в покупках на вторичном рынке доменов заинтересованы крупные компании или какие-то проекты. Рядовой пользователь скорее выберет для себя свободное доменное имя, чем будет искать возможность выкупить то, которое ему понравилось на "вторичке". Да и не будет среднестатистический пользователь тратить тысячи долларов на домен, если он не умеет его монетизировать.

Схема продажи доменов на вторичном рынке, которая уже сложилась, может успешно использоваться дальше?

Многие домейнеры уже давно работают по легальной схеме. И если их не трогать, то можно рассчитывать на относительно нормальное функционирование вторичного рынка. Если говорить об улучшениях, то их стоит проводить в тот момент, когда Байнет начнёт активно расти и развиваться. 

Сейчас мы наблюдаем некоторое замедление процессов развития и предлагать какие-то новые решения, в том числе на вторичном рынке, не имеет пока экономического смысла. А вот когда в страну придет крупный бизнес, начнут появляться интернет-проекты, то и спрос на домены, безусловно, вырастет, включая спрос на вторичном рынке.


О том, что такое ложные ставки и как они мешают проведению аукционов.


Насколько схема продажи доменов на благотворительных аукционах соответствует ожиданиям рынка и бизнеса?

Бизнес приходит с широким запросом и плохо реагирует на любые ограничения. Благотворительные аукционы не предлагают большого выбора доменов, так как они ограничены набором имён, которые не были продлены. Это примерно 2-2,5 тысяч доменных имён в месяц. Из этих нескольких тысяч можно выбрать что-то красивое, подходящее под конкретные задачи, но далеко не под все запросы. Ведь в бизнесе очень много продающих категорий, и благотворительные аукционы не способны удовлетворить даже основные запросы. 

Нужны ли в Беларуси благотворительные аукционы? Имеет ли смысл доработать процедуру его проведения, чтобы доменные имена не зависали на аукционе из-за ложных ставок?

Я считаю, что благотворительные аукционы в Беларуси обязательно нужно сохранить. Ну и логично было бы развивать идею их проведения, устранять препятствия, которые возникают у участников аукциона. 

На мой взгляд, логичным было бы введение какой-то обязательной залоговой суммы для участников. Это бы могло решить проблему, когда в ходе аукциона продать какой-то домен не получается из-за множества ложных ставок. Есть случаи, когда покупка домена сознательно тормозится конкурентами или же стоимость имени накручивается. И некоторые имена годами висят на аукционе, кочуя из одной распродажи в другую

На Западе аукционы используют обеспечительную защиту за счёт привязки к аккаунту участника платёжной банковской карты. У нас банковские карты не используются при регистрации участников аукциона, хотя это могло бы снизить вероятность ложных ставок. Особенно, если будет существовать публичная оферта, обязывающая оплатить победную ставку, в том числе с привязанной банковской карты. Проблема накруток ставок касается скорее физлиц. Организации обычно выкупают домены с первого раза.

Есть примеры массовых накруток ставок?

Да, частные пользователи могут накручивать ставки, в том числе и массово, кооперируясь в каких-то публичных чатах или мессенджерах. Вряд ли накрутки имеют какой-то целевой характер, это может быть неудачная попытка пошутить над участниками аукциона. 

Мне сложно назвать мотивы поведения людей, участвующих в накрутках, но мы видим, что есть случаи, когда на доменные имена делаются массовые ставки, стоимость домена растёт, но в итоге он не выкупается. 

Возможно ли в Беларуси сделать не благотворительный, а коммерческий аукцион: место, где можно будет выгодно продавать доменные имена и интернет-проекты?

Такие площадки существуют в соседней России. Этот опыт достаточно быстро можно перенести в Беларусь, другой вопрос, нужен ли белорусскому рынку подобный проект.


О том, чего ждут регистраторы от вторичного рынка доменов


А хотели бы регистраторы доменных имен предлагать услуги по перепродаже?

Если рассматривать перепродажу, как дополнительную услугу, то такое развитие бизнеса регистраторов смотрелось бы логичным. Наша компания достаточно трезво оценивает рыночные возможности и планирует запускать дополнительные услуги и продукты, по мере того, как они становятся востребованными на рынке. 

Как обстоят дела с продажей доменов на вторичном рынке у зарубежных регистраторов?

Некоторые компании на Западе оказывают своим клиентам подобные комплексные услуги. В Беларуси услуга backorder, про которую мы говорим, может появиться в ближайшем будущем. Мы как раз прорабатываем возможность предоставить клиентам подобный сервис. 

Но проблема в том, что в Беларуси нет выраженного рынка вторичных доменов. Оказывать посреднические услуги сейчас, по сути, не имеет коммерческого смысла. 

Всё потому, что спрос на неё будет достаточно скромным, возможно, он даже не окупит затрат. А выходить белорусскому бизнесу с услугой на международный рынок будет сложно, потребуются значительные инвестиции, которые в свою очередь нужно будет как-то заработать на небольшом рынке республики.

Можно предположить, что рынок вторичных доменов Беларуси станет больше со временем?

Конечно же он станет больше, иначе все усилия по цифровизации экономики, развитию электронной торговли будут впустую. Вопрос только в том, как быстро будет расти рынок, как быстро будет повышаться интернет-грамотность населения страны. 

Чем чаще люди будут заказывать что-то в интернете, тем лучше бизнес будет осознавать ценность доменного имени, его влияния на объёмы продаж и успех на рынке. А пока бизнес считает, что название интернет-магазина и его домен — вторичные, то и роста перепродажи доменов мы не увидим. 

Но домен — это не автомобиль и не смартфон. Его будут покупать один раз на долгие годы, а значит вторичный рынок очень сильно ограничен?

Нет, вторичный рынок имеет свою специфику. Смартфон можно покупать каждый год новый, но он стоит тысячу долларов. А хороший домен может стоить, как пять смартфонов. Вот и получается, что покупая один домен, ты условно инвестируешь в пятилетний период обновления смартфонов. 

Домены — это интернет-недвижимость, актив. Со временем актив растёт в цене в отличие от автомобиля или смартфона. Например, можем вспомнить домен IT.by, его продали условно за несколько тысяч долларов. Сейчас в стране и в мире происходят процессы цифровизации бизнеса и любых форм управления. Легко предположить, что через несколько лет процессы цифровизации станут ещё более массовыми. И домен IT.by не будет дешеветь, его стоимость благодаря трендам на автоматизацию будет расти. Так что цена такого домена через какое-то время может достигнуть десятков тысяч долларов, что подтверждает тезис об интернет-активе. 

У крупных бизнесменов, владельцев ИТ-компаний, есть понимание реальной стоимости доменных имён. История знает много случаев, когда за имя выплачивалась сумма в миллион долларов и больше.

Но количество "золотых" доменов ограничено?

Да, все "золотые" домены уже кому-то принадлежат. Но это не значит, что возможности на вторичном рынке доменных имён исчерпались. Появляются новые доменные зоны, появляются новые тренды. Очень часто люди отслеживают стартапы, которые становятся успешными в других странах, после чего начинают выкупать похожие домены в Рунете или Байнете. 

Если посмотреть, когда были зарегистрированы популярные и дорогие домены под криптовалюты, то можно очень сильно удивиться — это год, максимум несколько лет назад. Тот, кто спрогнозировал популярность криптовалют на раннем этапе, мог забрать эти доменные имена по регистрационной цене и спустя какое-то время продать за сотни тысяч долларов. Ведь домен стоит столько, сколько за него готовы заплатить.

Насколько высок спрос на вторичном доменном рынке со стороны иностранных покупателей?

Про благотворительные аукционы я уже говорил, там почти нет такого спроса. Но если говорить про весь вторичный рынок, то интерес к именам в Байнете у иностранных покупателей есть. Ведь "by" - это предлог в английском языке. Поэтому его любят использовать в таких словарных структурах, как "создано кем-то", "написано кем-то" (created.by, written.by) и т. д. 

Недавно заработал сервис, который составляет слова из "кусочков" доменов. То есть сервис отделяет окончания слов точкой, предлагая для последних букв подходящий домен в созвучной доменной зоне. Все слова, которые заканчиваются на .BY, регистрируются в Байнете и на них есть спрос. 

Нужно ли упрощать схемы перепродажи доменов, ведь это будет стимулировать киберсквоттинг?

Я бы не сказал, что процессы перепродажи сейчас сильно зарегулированы. Вряд ли нужно говорить об упрощении. При этом киберсквоттинг — это далеко не весь вторичный рынок доменных имен, на него приходится условно 5-10% всех сделок. Значительная часть сделок не нарушает прав других компаний или владельцев торговых марок. 

Если мы говорим про домейнеров, как про людей которые покупают имена дёшево, а пытаются продать подороже, то в их действиях есть польза для рынка. Если владелец бизнеса готов отдать за имя дополнительную стоимость, то высока вероятность, что он будет инвестировать в развитие онлайн-составляющей своего бизнеса. Он просто будет ценить свои инвестиции в домен больше, если бы имя получил в результате простой регистрации.

Домены не станут массовым товаром?

Нет, продажа доменов всегда будет ближе к рынку на котором продаются предметы искусства. Домен будет цениться, как картина или сценарий кино.

Здесь была бы уместна аналогия с вином. Есть конвейерный разлив вина известных потребительских свойств, а есть марочное, выдержанное вино частных виноделов. Хороший домен - это всегда уникальный, штучный продукт.